2019
Дословно с английского fulfillment – «исполнение». Простыми словами – это услуга аутосоринга складских процессов при торговле через интернет, начиная от приемки товара и заканчивая его отправкой.
Особенность этого рынка в том, что нет единых стандартов для игроков, как и единой сетки тарифов. Оператор сам определяет перечень услуг и стоимость работы.
Лидер интернет торговли Амазон уже давно предоставляет платный сервис для продавцов. Вы можете заказать товар из Китая и разместить его на склад Fulfillment by Amazon – здесь все процессы автоматизированы и потеря товара исключается.
В онлайн-торговлю заходят крупные сети и бренды. Они заинтересованы в расширенном функционале – все, что понадобится для стабильной работы интернет-магазина.
Другая категория пользователей – небольшие магазины и производители, которые появились на рынке недавно. Такие компании отправляют не более 1000 посылок в месяц. Им требуется расширенный функционал. Владельцы
малого и среднего бизнеса благодаря этой услуге могут быстро нарастить обороты, не теряя времени на проблемах складирования товара.
Далее рассмотрим, из каких процессов состоит фуллфилмент.
Фулфилмент включает следующие процедуры:
1) Приемка товара. Груз принимается поштучно, паллетами или коробками. Во время приема груз проверяется, производится выбраковка, товар вносится в электронную базу управления складом.
Крупногабаритный товар и груз, который не удалось классифицировать, считается по отдельному тарифу.
2) Хранение. Может быть:
· стеллажным или напольным. Стоимость здесь взимается за м3 или за полку определенных размеров;
· мелкоячеистым. Расчет ведется за ячейку разных размеров;
· с особыми условиями – в отдельном помещении, холодильной камере или сейфе.
В рамках хранения операторы предоставляют дополнительные услуги:
- ревизия (инвентаризация). У некоторых операторов раз в полгода – год делается бесплатно;
- утилизация. Если магазин решил не забирать остатки товара со склада – оператор может избавиться от него за отдельную плату;
- складирование неопознанного товара, не указанного в документах.
3) Сборка заказа. В зависимости от склада выделяют несколько видов комплектации:
4) Работа со службой доставки. Это могут быть как собственные доставщики, так и курьерские компании. Транспортные компании сами назначают стоимость доставки и она, как правило, ниже при сотрудничестве с фулфилмент-операторами.
5) Отправление почтовыми службами. Если в качестве отправителя выбрана Почта России – товар предварительно взвешивается, упаковывается, оформляются накладные документы.
6) Работа с возвратом. Каждый товар возвращается в свою зону хранения. Возврат может быть полным или частичным – в зависимости от этого будет зависеть стоимость возврата для продавца.
7) Дополнительные услуги: оформление документов; вложение рекламных материалов; нанесение стикеров или штрихкода; проверка работоспособности электроники и бытовой техники.
Складской оператор в рамках этой процедуры может оказывать дополнительные услуги:
· во время приемки проверяется качество товара;
· отслеживается местонахождение (трекинг) посылки;
· вложение рекламы в посылку;
· переработка (утилизация) некачественных товаров;
· прием и обработка звонков от клиентов (собственный call центр).
Плюсы и минусы
Преимущества услуги:
1) Работа с одним человеком по всем видам услуг. Перед магазином отчитывается ответственный менеджер склада.
2) Складирование товара. Оператор берет на хранение груз, отпадает потребность в поиске места хранение.
3) Экономия средств. Расходы оператора распределяются равномерно по всем клиентам. У склада могут быть партнерские договора со службами курьерской доставки – за счет больших объемов это выгодно продавцу.
4) Устойчивость к сезонным колебаниям. В сезон или во время распродаж оператор без проблем справится с любыми объемами.
5) Исследование заказов. Оператор обрабатывает, хранит и анализирует огромные объемы информации. Электронная система учета склада интегрируется с IT системой магазина.
6) Старт без лишних проблем. Владельцу магазина не придется разбираться в логистических процессах, способах хранения и учета товара.
7) Автоматический расчет стоимости доставки. На складе цена доставки (с учетом веса и расстояния) рассчитывается автоматизировано. Покупатель на сайте сразу увидит конечную стоимость.
Недостатки:
1) Долгая обработка возражений. Если клиент недоволен присланным товаром – работникам склада придется связываться с менеджерами магазина, то есть время решения вопроса увеличивается.
2) Ограничения по доставке. Покупатель может выбрать только тот тип доставки, который предлагает складской оператор.
3) Отсутствие брендовых фишек. Товар приедет не на фирменном автомобиле, не будет упакован в индивидуальный пакет и т.д. Складской оператор работает по стандарту, теряется «личное» отношение между магазином и клиентом
4) Непрозрачные расчеты между магазином и складом оператором. Плата может взиматься за каждую операцию (хранение, сборка, упаковка) или берется процент от оборота магазина (чем меньше оборот – тем больше процент).
Как выбрать подходящего оператора, на какие критерии стоит обратить внимание об этом далее.
Поиск оператора можно вести по отраслевому каталогу. После этого надо проверить найденные компании по следующим критериям:
· Узнать стоимость услуг конкретно для вас. Готовы ли они сделать спецпредложение. Каждый бизнес – индивидуален. Сколько будет стоить отправка груза с разными габаритами и весом. Оператор должен обосновать ценообразование фактами.
· Местоположение склада. Здесь учитываются: время доставки до конечного покупателя; время перевозки из одного города в другой. Стоит учитывать, что товар может приниматься напрямую от поставщика оператором.
· Узнайте о скидках на доставку груза. Если оператор работает с большими объемами товара – скорее всего он сможет дать более выгодную цену на доставку.
· Посмотрите договор. Уточните все пункты, если что-то не устраивает - настаивайте на смене формулировок. Вы можете заключить договор с 2-мя операторами одновременно и пользоваться услугами только тогда, когда есть отправления.
· Поищите отзывы. Изучите тематические форумы и сайты, чтобы узнать реальное состояние дел оператора.
· Проверьте время работы компании на рынке и репутацию. Молодые компании могут дать более выгодную цену, но многие процессы у них еще не настроены. Игроки с многолетним опытом решают большинство задач по «накатанной», все этапы у них уже отработаны. Также важно учитывать, есть ли у оператора опыт работы с вашим товарным сегментом. Например, если вы продаете одежду, а оператор складировал только электронику – стоит задуматься о поиске другой компании.
· Съездите на склад подрядчика. Оцените наличие необходимых ресурсов: большая площадь помещения; наличие оборудования для хранения, разгрузки и погрузки товара; IT система для управления процессами на складе; профессиональные логисты, кладовщики и т.д.
На складе должен быть порядок и чистота, сотрудники должны заниматься своим делом.
· Узнайте, сколько служб доставки работает с компанией. Оптимальное количество партнеров 4-5. Выберите службу, которая подойдет именно вам.
· Изучите дополнительные услуги оператора. Подробно расскажите подрядчику об особенностях вашего бизнеса – это поможет подобрать
индивидуальные решения. Наличие call центра, факторинга, sms рассылки – будет плюсом оператора.
Развитие фулфилмента в России
В начале 2019 года рынок фулмилмента оценивался в 41 млн. посылок и общему обороту в 13 млрд рублей. Основные игроки рынка сконцентрированы в Московском регионе.
В стране работает 70 фулфилмент операторов. Крупнейшие операторы – СДТ, Маршрут, Бета Про и Arvato занимают 80 % рынка. Они сегментированы по товарным категориям: кто-то работает только с одеждой, другие – с продуктами питания, третьи – с бытовой техникой. Есть и универсальные операторы, работающие со всеми категориями.
Начиная с 2014 года, на рынок вышли крупнейшие интернет-магазины – сначала Wildberries, затем Ozon, Lamoda и Беру в 2018 году. Lamoda еще в 2012 году открыли складской комплекс в Подмосковье. Сегодня на складе размещается 8,5 млн товаров; 500 операторов ежедневно обрабатывают заказы. Wildberries уже фактическти стали логистическим оператором – они принимают и обрабатывают заказы, хранят и отправляют товары покупателям. Также на рынок фулмилмента планирует выйти Почта России.
Цены на базовые услуги значительно отличаются: так, за прием паллеты можно заплатить от 15 до 250 рублей; хранение обойдется от 13 до 70 руб. за м3. Средняя стоимость отправлений 317 рублей. Существуют 3 модели расчета стоимости:
· оплата за каждую операцию – самый распространенный вид. Прием монопаллеты рассчитывается без учета разгрузки и распаковки. Возврат товара считается либо за штуку, либо за целый заказ.
· «пакетные» тарифы. В пакет обычно включены: прием, сборка, отправление доставки, работа с возвратов и услуги операторов call центра. Хранение в пакеты не включено;
· комиссия – процент с продаж товара. Клиент оплачивает процент от цены отправленного товара. Например, у WB от 19 до 30% в зависимости от категории товара. У Юлмарта – 5%.
В Беру расчет зависит от стоимости товара, его размеров (высота, глубина, ширина) и веса. Фиксированный тариф от 100 до 400 руб.
В большинстве случаев, операторы сочетают все виды ценообразования. Спрос на услуги фулмиллмента также растет. Число клиентов у операторов с 2016 года увеличилось на 52 %.
Основные конкуренты операторов – крупные маркетплейсы (Беру и др.)
Развитие фулфиллмента – будущее интернет-торговли. Объемы продаж растут, появляются новые производители, для которых услуга станет простым и выгодным решением организации электронной торговли
Обращайтесь за услугами фулфилмента в компанию ABL!